Введение

Работа современного менеджера трудна и требует специальных навыков, ясного понимания деятельности организации и определенного поведения. В данной книге Вы познакомитесь с тем, как этого добиться. В ней показана сущность работы менеджера и ее основные элементы, объясняется, как можно организовать работу и развить свои навыки для ее успешного выполнения. Управление в современных организациях является сложной задачей: контекст постоянно меняется, «правильное» решение для одной организации может оказаться «неправильным» для другой или для той же самой, но в иное время. Не существует «единственно правильного пути», и именно об этом пойдет речь в данной книге. Тем не менее есть «приобретенная мудрость» – проверенные на практике методы и способы поведения, использование которых позволит менеджеру успешно прийти к желаемому результату. Они представлены в соответствующих разделах этой книги. Но даже «лучшая практика» требует адаптации: при недостатке времени или ресурсов менеджеру приходится делать все, что в его силах. В этом и состоит искусство управления: наилучшим образом делать то, что возможно в конкретных обстоятельствах, для достижения целей организации с помощью других людей.

Немного истории

В XXI веке организации характеризуются динамичностью и подвижностью. На них продолжают оказывать влияние три вида изменений: изменения во внешнем окружении, изменения требований к организациям и изменения ожиданий людей, в них работающих. Все это делает менеджмент сложной работой.

Однако ни сам менеджмент, ни связанные с ним запутанность и сложность не являются чем-то новым. Еще в Древнем Египте требовалось управлять строительством пирамид и огромных храмов; в XIII веке в Китае военный стратег Сунь Цзы разработал управленческие подходы для достижения коллективных целей; в XVI веке в Италии Макиавелли писал об эффективном управлении. Хотя менеджмент не является чем-то новым, его изучение как дисциплины впервые было представлено в 1776 году в книге Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В этой работе Смит описал, каким образом разделение труда в организации может способствовать ее экономическому успеху. До введения разделения труда один рабочий выполнял весь процесс от начала до конца – Смит писал об изготовлении булавок, используемых для соединения двух кусков ткани. Он обнаружил, что при разделении труда изготовителей булавок их производительность значительно увеличивалась. При этом один рабочий делал только головки булавок, другой острие, а остальные – иные части булавки. Позднее тему разделения труда подхватил Фредерик Уинслоу Тейлор в работе под названием «Принципы научного менеджмента» (1911). Работа Тейлора стала отправной точкой для нового направления теоретических исследований – изучения менеджмента. Так что же было причиной неожиданного внимания к изучению менеджмента?

1 Термин «менеджмент» (от англ. management) в настоящее время является общеупотребительным. В качестве его синонима мы будем также использовать термин «управление», имеющий тот же смысл.

В основном – промышленная революция, которая началась в XVIII веке в Великобритании, затем распространилась по Западной Европе, Северной Америке и далее и изменила суть бизнеса. Появление машин, например паровых двигателей, привело к изменению способов производства товаров. Прежде бизнес основывался на изготовлении товаров в небольших цехах; затем мелкие местные торговцы продавали эти товары или вели обмен с другими торговцами. Следствием развития технологий стали новые средства производства – гораздо более эффективные и экономичные по сравнению с существовавшими ранее. Однако в новых компаниях требовалось изменить способы работы людей: если ранее люди самостоятельно управляли своей работой и, возможно, работой одного-двух подчиненных, то теперь появились фабрики, на которых работали по 100 – 200 человек. Неожиданно возникла потребность контролировать работу такого большого количества людей, координировать их действия и направлять на достижение целей организации. Так родился менеджмент. С тех пор распространилось много точек зрения на менеджмент, сформировавших наши сегодняшние представления. Несмотря на то что многие идеи менеджмента разработаны давно, они находят применение в практике менеджмента и в наше время.

Об этой книге

Было бы гораздо проще, если бы менеджмент (как и сама жизнь) функционировал четко и непрерывно, но так редко происходит в реальной жизни организаций. Менеджмент беспорядочен, часто одновременно происходят несколько событий. Слабым местом многих книг по менеджменту – включая и ту, которую Вы читаете, – является последовательное изучение какого-то одного аспекта перед объяснением, как их можно использовать вместе. Второе слабое место книг по менеджменту – за исключением этой – представление менеджмента как деятельности с четким началом и окончанием. Настоящая книга построена таким образом, что понимание любой темы или вопроса не требует прочтения предшествующих глав. Вполне возможно, что темы, изученные вначале, будут глубже поняты после знакомства с другими темами, но мы вынуждены с чего-то начать! Мы начнем с рассмотрения, что же именно делают менеджеры. Понимание целей и предназначения менеджмента поможет Вам определить, какие знания и навыки Вы хотите развивать, а также увидеть и понять взаимосвязи между наиболее важными аспектами своей повседневной – весьма напряженной и ответственной – работы. Мы выделили четыре ключевых компонента управления, которые занимают центральное место, – именно их приходится осуществлять практически любому менеджеру:

  • Коммуникации. При общении, отправке электронной почты, переписке, участии в совещаниях и беседах с коллегами, клиентами, представителями органов власти, конкурентами или кем-либо еще как внутри, так и за пределами организации или команды Вы уточняете ситуацию и получаете возможность организовывать работу людей или оказывать на них влияние.
  • Решение проблем и принятие решений. Как менеджеру Вам часто приходится принимать на себя ответственность, которую, возможно, ранее Вы возлагали на других.
  • Планирование и контроль, мониторинг и оценка. Это области ключевых навыков, требующихся для обеспечения успешного и эффективного решения задач и тем самым – достижения целей Ваших и Вашей организации.
  • Получение и обработка информации. Этот вид деятельности связан с коммуникациями, но не ограничен ими. Большинству менеджеров необходимо прояснять ситуации, уточнять задачи, интерпретировать данные и отчеты, изучать проблемы и принимать решение о том, кому требуется конкретная информация.

Ни один менеджер не может быть успешным в своей деятельности без участия других людей – именно с их помощью менеджер добивается выполнения намеченного. Способность работать с людьми и понимать их составляет основу менеджмента. В модуле будут представлены три ключевые функции менеджера, связанные с людьми:

  1. Мотивация людей. Вы станете успешнее как менеджер, если Ваши подчиненные будут делать свою работу не только потому, что им это поручили, но и понимая, зачем она поручена, и желая ее выполнить.
  2. Использование власти и влияния на других. Ключом к успеху является способность работать с людьми таким образом, чтобы «происходило то, что следует», или по крайней мере «не происходило того, что не должно происходить». В этом центральное место занимают навыки работы с людьми.
  3. Управление группами и командами. Все больше работы выполняется в командах или группах людей, работающих в интересах достижения общих целей. Однако это не легко: открытый или скрытый конфликт между людьми может мешать успешному решению задачи; группам свойственны общие заблуждения или излишняя приверженность одной идее. Дальнейшее исследование базовых управленческих навыков предполагает изучение процессов управления людьми, которые необходимы большинству менеджеров:
  4. Найм персонала. Здесь следует иметь в виду подбор «правильных» людей для достижения поставленных целей и уверенность в том, что работу, для которой Вы их нанимаете, действительно нужно делать.
  5. Введение в должность. Когда люди еще не знакомы с организацией, необходимо объяснять им, в чем заключается их работа, какие правила и процедуры приняты в организации и как люди в ней работают вместе. Они должны ясно представлять себе, что будут делать, чтобы быть мотивированными на успешную работу. Это касается и сотрудников, которые переходят к Вам работать – временно или на постоянной основе – из других подразделений организации.
  6. Управление деятельностью. Увязывание индивидуальных целей и усилий с целями и ключевыми показателями деятельности, установленными в организации, – одна из труднейших и важнейших задач, в решение которых вовлечены менеджеры.
  7. Оценка деятельности. Постановка целей – только первая часть управления деятельностью. Менеджер должен также поддерживать деятельность и оценивать ее, сопоставляя с поставленными целями.
  8. Развитие персонала. Хорошие менеджеры не только сами постоянно учатся и развиваются, но и способствуют развитию подчиненных и коллег.

Вы сами и люди, с которыми Вы работаете, – лишь два фактора из числа многих, формирующих эффективность менеджера. Контекст, в первую очередь организационный, окажет также влияние на то, что будет получаться, а что не будет работать. В итоге мы рассмотрим вопросы, связанные с пониманием следующих факторов и реагированием менеджера на них:

  1. Культура организации, в которой Вы работаете. Зачастую менеджер, как и любой отдельный человек, не имеет большого влияния на культуру организации, но он может оказывать позитивное влияние на психологический климат, т.е. на восприятие организации людьми в рабочей группе или команде.
  2. Внешнее окружение. Изменения за пределами организации – например, решения правительства, изменения в области глобальных финансов или источников энергии – могут влиять на каждого менеджера в организации. Полезно уметь прогнозировать, как внешнее окружение может повлиять на Вас и ту часть организации, в которой Вы работаете, в обозримом будущем.

В заключительной теме курса объединены все эти аспекты – Вы, люди, с которыми Вы работаете, и Ваша организация, – для того чтобы рассмотреть жизненно важный вопрос изменений. Очень немногие менеджеры, если такие есть вообще, не принимали участия в программах изменений в масштабах всей организации. Правильнее сказать, менеджеры играют первостепенную роль в программах изменений, позволяющих организациям предвидеть изменения во внешнем мире и реагировать на них. Кроме того, зачастую Вы бываете вовлечены и в небольшие, «локальные» изменения, которые сами же и инициируете. При умелом управлении такие изменения имеют больше шансов на успех. В дополнительном пособии «Инструменты менеджера» есть полезные разделы с описанием техник и инструментов, которые помогут Вам:

  • генерировать, систематизировать и обсуждать идеи;
  • анализировать ситуации, решать проблемы и принимать решения;
  • упорядочивать и обсуждать данные и информацию.