Что нравится людям?

На самом деле, базовых мотивов всего три:

  1. практическая польза
  2. эмоции
  3. любопытство.

Всё остальное — это их сочетания или производные.

🔧 Практическая польза

Тут всё, казалось бы, просто. Это контент, который делает нашу жизнь лучше. Учит чему-то новому, помогает решить какую-то проблему или заработать денег. Проблема в том, что такой контент делать долго, дорого и очень сложно. Поэтому по-настоящему полезного контента исчезающе мало.

Чаще всего, мы имеем дело с псевдополезным контентом. Например, мы тратим часы на обзоры беговых кроссовок, а потом откладываем беговую карьеру ещё на сезон. Изучаем 149 действенных способов начать учить английский и потом, в лучшем случае, идём смотреть сериал в оригинале (это, кстати, так себе способ).

Псевдополезный контент невероятно коварен. Полдня не отвечать на сообщения, потому что смотришь мемы, всё-таки стыдновато, но если у тебя хотя бы призрачный шанс убедить себя, что занят чем-то полезным — другое дело.

🐀 Эмоции

Невероятное количество контента вокруг делает нас чёрствыми и эмоционально невосприимчивыми. Там, где сто лет назад у человека были нервные окончания, — теперь огромная мозоль. Контент, который её всё-таки продавливает, приносит нам удовольствие и буквально заставляет себя потреблять.

Причём это совершенно необязательно должны быть положительные эмоции. Нам нравится испытывать умиление, ностальгию, радость и гордость. Но страх, тревога и горе зачастую магнитят даже сильнее. Думаю, мы все заметили это в последние полгода.

📚 Любопытство

У человечества в целом и каждого конкретного человека появляется всё больше свободного времени. У ноутбука мы работаем гораздо меньше, чем у станка (если, конечно, считать работой минимально полезные действия, а не физическое сидение).

В совокупности с бесконечным количеством произведённого человечеством контента, это позволяет нам удовлетворять любопытство до бесконечности. Новости, которые забываются через полчаса, тысячи текстов и видео об истории, простыни спортивной статистики и прочий инфошум. Даже не пробуйте посчитать, сколько времени вы потратили на это за последние несколько лет — вы ужаснётесь.

🧑‍🎓 Если вам нужно держать внимание аудитории хотя бы 5-7 минут, вы обязаны попадать минимум в два круга.

Алгоритмические ленты соцсетей приучили нас, что страшные новости идут вперемешку с фотографиями из отпуска и где-то между ними прячутся советы по инвестированию. Мы можем бурчать, что это неправильно, но эта привычка въелась в нашу аудиторию и она подсознательно ждёт он нас всего сразу: пользы, эмоций и любопытства.

Так что каждый раз проверяй, насколько твоё выступление (или контентная стратегия) попадает в пересечение кругов. Оно, кстати, называется «трикветр» (если любишь кельтскую мифологию) или «треугольник Рело» (если любишь математику).